12" ШП на основе НОЭМа 100ГДШ-3-3

Gajdar

Местный
В общем, закончил все замеры и прослушивания динамика.
Давно началось построение этого динамика, когда еще Варфдейлы 12" приехали.
В общем, динамик выполнен в следующих принципах:
1. Тряпочный тороидальный подвес, ориентация вниз. Эта идея взята от Варфдейла. Уж больно мидбас хорош у него в сравнении со стандартной ноэмовской синусоидальной формой подвеса. Центрирующая шайба уменьшена по сравнению со стандартной до размеров 301 гудманса. В сумме, упругость получилась на нулевом динамике в районе 75 герц.
2. Диффузор отливался из двух смесей целлюлозы с разными режимами помола. Сырье - макулатура от норвежского картона Сервилайнер. Два режима размола. 30 процентов длинноволокнистой целлюлозы с длиной волокон в среднем 3-5мм и 70 процентов порядка 1-2мм. 7-10 процентов размолотой вычесанной пакли. Бумага получилась гораздо жестче стандартной ноэмовской.
Правда, Юра не записал временных режимов и угла лепестка ультразвуковой мельницы, выставив "на глазок"...... (повтроить такую массу не могут..... об этом позже гы гы гы).
3. Катушка намотана медным проводом на алюминиевом каркасе. Были испробованы - отожженный стеклотекстолит, каптон, номекс, бумага алюминий. Субъективно, оказалось - алюминий лучше всех. Клей БФ.
Не буду обсуждать материал - но и по замерам, алюминий оказался лучшим по искажениями и по ачх на высоких. Еще бы найти алюминиевый обмедненный провод.......
4. Керн выше верхнего фланца МС на 6мм, на керне медный колпачек.
Пробовали даже медное кольцо на фланец напрессовывать, но колпачек работает эффективнее а гемора гораздо меньше, использование же и колпачка и кольца требует расширение зазора, что влечет другие проблемы.
5. Магнит... вот тут первоначально было два варианта.
Магнитная система от 2А12 и магнитная система на феррите 160мм. Высота фланца 8мм. В результате - низов нет. Динамик с 160мм в принципе в ТКУВП как то басил с ламповым усилителем, а с альниковским монстром и вообще никак при его добротности 0.27.. только в рупор наверное. Тогда попробовали 13см магнитную цепь. И оно заиграло с транзисторным усилителем и бас и высокие.

В файлике более подробное описание проектика.
 

Вложения

  • PICT1408_?????.??????.JPG
    135.8 KB · Просмотры: 252
  • PICT1409_?????.??????.JPG
    217.4 KB · Просмотры: 156
  • PICT1412_?????.??????.JPG
    170.5 KB · Просмотры: 187
  • PICT1415_?????.??????.JPG
    178.9 KB · Просмотры: 241
  • ??????? 12.doc
    69 KB · Просмотры: 472
Какой вес диффузора использовался и вес рупорка?
Сколько получился суммарный вес подвижки?
Высота зазора как у серийных динамиков?
 

Gajdar

Местный
Отдельно не замерял. Рупорок виззера стандартный, честно говоря, вообще его хочу удалить. Все таки направленность после 6к уже очень сильная. Высота зазора 8мм. Плюс керн перекрывает катушку по всей высоте намотки. Честно говоря, хотелось сделать верхний фланец 10-12мм, но при этом чтобы железо оставалось в глубоком насыщении. По идее, вообще оверханг не очень хорошее решение для широкополосного динамика - поэтому сделал керн выше намотки катушки. Но ундерханг ИМХО гораздо лучше.

Есть желание сделать вариант с магнитной системой от 2А12. Вот там хочу сделать высоту верхнего фланца 18мм. При этом, индукция в зазоре будет в пределах 1.2-теслы. А катушка скажем с шириной намотки 12 -16мм будет ундерханг. Будет веселый БЛ и относительно невысокая полная добротность. Но это в планах. Причем неблизких )))

Что касается катушки. То как показало сравнение, медная катушка хорошее решение, алюминиевая - компромисс между массой и механическим демпфированием. Еще бы провод найти алюминиевый обмедненный..... но нема бананиев в сибири.
 

Cop

Member
Gajdar

Диаметр катушки, если не секрет???
 
Виктор! Поздравляю Вас с материальным воплощением вашей давней идеи!
Выглядит по фирме.
Резонанс в 65 герц так и задумывался?
 

Gajdar

Местный
Магнит 134*57*18, высота верхнего фланца 8мм, высота намотки 13мм :))),
диаметр катушки 44,6мм, ширина зазора точно не помню.

Резонанс задуман в пределах 50-55 герц, но с нуля без прогрева получился таким)) буду разминать.
 
Омеднённый алюминиевый провод использует фирма "Диффузор". Можно попробовать у них заказать.
Только нужно учитывать, что меди там практически нет, во всяком случае по весу такой провод от чисто алюминиевого совсем не отличается, да и медь сошкрябывается в одно движение, и при незначительном нагреве отваливается вместе с лаком. Надёжность динамиков с подобным проводом существенно ниже, чем с медным. Фирменные динамики уходят в обрывы совершенно неожиданным образом, чего практически никогда не бывает при использовании меди.

Как получился такой большой BL? Если толщина фланца 8 мм, а в зазоре с учётом фасок, которые видно на фото, толщина получается примерно 7 мм, соответственно максимальная индукция не более 6 мм. Получается кол-во витков находящихся в максимальной индукции на 2 слоя менее 70 (ориентировочно 65). Диаметр медного провода не менее 0.2, при сопротивлении 12.1 Ом. Т.е. L не более 9.5 метров. Какая же там индукция? Неужели больше 1.5Т?

Что-то вес подвижки великоват, и это явно за счёт диффузора, лишних 5-7 гр. Поэтому бас и понравился.
Подъём на частотке получился из-за кольцевых рёбер на диффузоре, диффузор резко отключился, вот центральная часть и выдала горб.
 

Gajdar

Местный
Индукция в зазоре 1.4 теслы. Поле не падает резко на фаске. Железо в насыщении и поле "немного" подпирает вверх и вниз. Где то валяется смоделированная в ФЕММ картинка.. Так как керн выше фланца и с учетом избыточного магнита, как раз 8мм и можно считать за высоту магнитного зазора.. Более точно нужно уже замерять в других условиях, по расчетам получается где то так.
 

Пыхтеев Олег

Ветеран
Не отказался бы от таких диффузоров,сам видимо делать вряд ли буду,это очень долгий путь и наработки опыта.
МС так же очень интересна как раз на ней и остановился,чуть выступающий керн очень хорошо слышно по уровню снижения искажений,более равномерныое распределение магнитных силовых линий.
Каркас катушки - неизбежный вариант,а алюмомедный провод внесёт большой ряд изменений в характеристики и звучание,по этому поводу изготавливаю новые диффузородержатели.
 

FlashSighter

Местный
А вообще, кто-нибудь уже отрывал рупорок от 100(75)ГДШ, до скольки они тогда играют, уменьшается ли полка после 2кгц?
 

Пыхтеев Олег

Ветеран
Один знакомый чуть обрезал рупорок, напрягало лишнее звенящее,получилось,хотя проблема в другом.
На счёт измерений,заказал несколько диффузоров визера отдельно,как только прийдёт,так сразу.
 

mokkiqqq

Местный
Да. Диффузор действительно не плохой...
 

Gajdar

Местный
Дффузоров пока не будет. Не записали они режимы и главное угол лепестка в мельнице.... после ремонта мельницы снова сделать так же пока не могут ((((((((. Но обещали восстановить и повторить... Это только в России возможно такое....

Я тоже очень хотел отрезать ВЧ виззер и пропитать частично хитиновой композицией. Гипотетически )))) виззер врезается в работу динамика примерно с 5-7 килогерц. В следствие не оптимального раскрыва (от болды - хотелось вытянуть выше диапазон) в зоне стыковки основного и дополнительного диффузоров провал. Этот провал на 7килогерц. Т.Е. теоретически если убрать этот Вч виззер, то после 9 К будет спад АЧХ. Но это теоретически, проверять же на единственной паре пока не хочу. Но попробую убедить в КБ проделать такой эксперимент со стандартной головкой. Давно была такая задумка - вырвать Виззер и поставить на кернт Фокал ТН-52... но ...

Что касается магнитной цепи, то получилось как и хотелось. В купе с новой рамой, которая стандартных для 12" динамиков размеров и позволяет применять магнитные цепи хоть до 180мм получился очень неплохой динамик.
Шелковые подвесы тоже попробовали.. но шелк не любит термообработки - при стандартной процедуре формования в нагретых дисках, шелк начинает щелкать после определенной амплитуды... Хотя безусловно, шелк легче и лучше бязи и прочих хлопковых тканей.

Полка после 2к не зависит от виззера. Это расплата за глубокие диффузоры с формообразующей в виде сопряжение нескольких радиусов. В зоне стыковки образуется критическая область и диффузор отключается рывком - образуется полка. Это надо делать формообразующую в виде скажем трактриссы или еще чего с плавным переходом нагрузки от катушки к краю. А сделать такую оснастку для двух половинок с высокой точностью тут в Новосибирске пока не могут. Еще характерно, что в этом варианте подвижки толщина от катушки к краю уменьшается. В газовую камеру бы технолога пока не восстановит режимы размола......
 

mokkiqqq

Местный
Конкуренты мелят 22-24 градуса. Ну и для жирности добавляют немного массы с помолом 26-28 градусов. Ну а потом, кто шерсть, кто пеньку...))
Ну а в Новосибирске хоть какие-то диффузоры делают кроме НОЭМА?
 

artmaster

Местный
круто и узнаваемо - Гайдаровский стиль :)
у меня пара вопросов. Виктор, ты не описал задачу - под что вещь точиться? неужели под фул ренж? или с подпоркой сабом планируется? в таком случае - какое планируемое оформление?
и второй более общий вопрос. раз ветка о дифах - какой диф ты считаешь идеальным? ну там, нулевой вес, при 100% жесткости и пр. что еще?
а когда сформулируешь, ответь плз - причем тут рассматриваемая бумага и как "музыкальность" дифа, дина, можно описать цифрами?
 

Charcoal

Местный
а как у 12д с разрешением на верхнем СЧ и воздушностью Вч?
 

Gajdar

Местный
Динамик задумывался когда я еще верил, что один 12" ширик может перекрыть весь диапазон.
Теперь я надеюсь, что такой динамик может перекрыть 50-4(6)000 герц. Сверху будет ленточник. Снизу БУдет ФИ.

Вариант жесткого подвеса с резонансной частотой в 60 герц примерно вот этого динамика в ящике 120 литров и ФИ, настроенного на 42 герц по басам очень устраивает меня как по скорости баса так и по его глубине. Этот вариант гораздо лучше ТКУВП на этом же динамике.
На середине разрешение и музыкальность мне очень нравится. А вот на высоких не очень. Они есть, и не орут... но все таки хочется все это подрезать и пустить ВЧ. Хочется воздушности тарелочек.

Суть всего эксперимента примерно была такова:
1. минимальное влияние компрессионного подвеса в ящике.
Тут как бы на сегодняшний день у меня некоторые мысли, что динамику с мягким подвесом только в ЗЯ. Если есть ФИ - то основные показатели переходныхпроцессов нужно формировать упругостью подвеса. Воздух в ящике - только трансмиссия энергии до ФИ.
2. Добротность полная без фанатизма - 0.7 или около того. Динамики с добротностью 0.3 и около того либо в рупор да к тому же еще и с ламповым усилителем. Ну и при этом чувствительность в пределах 93дб на 2.83 вольта не выше чтобы пишалку можно еще было подобрать. Поэтому сам динамик 16 омный.
3. Алюминиевый каркас - тут хотелось проверить на себе все споры какой каркас лучше - проводящий или нет. Вот в таком варианте, этот динамический притормаживающий демпфер на практике оказался не лишним. И динамик с алюминиевым каркасом катушки играет приятнее нежели с бумажным или стеклотекстолитовым. Кстати каптон каким то образом подрезает высокие и динамик играет от силы до 14к.
3,5.)) каким образом свойства материала влияют на ачх и в целом на звучание динамика. Вот тут и была битва с материалом. И результат на лицЦо :)). почти 3-4дб полки было придавлено. Я даже уверен, что если бы задаться целью - то формообразующей можно было бы вообще сделать ровную АЧХ скажем до 5-7к.

Т.Е. с воздушностью ВЧ плохо, с разрешением на ВЧ средненько. Зато на середине и масштабность и динамика и слитность образа... только расставлять АСки приходится метра на 3. Почему и хочу Ленточник )))
 

artmaster

Местный
Я даже уверен, что если бы задаться целью - то формообразующей можно было бы вообще сделать ровную АЧХ скажем до 5-7к.
вот это Родина и ждет. сколько не крутил в руках ШП динамиков, визер и резал и менял, хоть я не технолог и в это не лезу - от отчаяния - все приходилось резать их на 2500 Гц максимум, ибо горы и пропасти выше не удавалось выровнять никакими фильтрами.
а так проситься под тот же ленточник ШП до 4кГц - как славно было бы.... может даже звук лампового телевизора такая колонка переплюнула .... :)
Т.Е. с воздушностью ВЧ плохо, с разрешением на ВЧ средненько. Зато на середине и масштабность и динамика и слитность образа... только расставлять АСки приходится метра на 3. Почему и хочу Ленточник )))

про 93 дБ ты зря опасаешься, после правки твоего ШП там и 90 не останется. и придется ленточник резать опять. у меня эта процедура ассоциируется с отрезанием ножницами части долларовой купюры - очень похоже.
а как насчет в ОЯ твой динамик заюзать в качестве голосового? ИМХО натуральнее выйдет, чем в ЗЯ
 

Gajdar

Местный
Думал я над трехполосочкой.. но тогда 12" не надо. Идеальным с точки зрения передачи мидбаса и серединки я (всетаки) считаю 8". Гораздо проще сделать хороший "относительно ШП" динамик именно 8". Масса подвижки будет в пределах 6-8 грамм и вверх я думаю килогерц до 6 можно вытянуть.
Вот и получается концепты либо 12" нч-сч+ низкоиграющий ВЧ либо НЧ 12, СЧ 8 и ВЧ любой играющий. Второй вариант = чистый варфдейл 60 годов, они делали "комбинированный" мидбас 12+8 со сходными параметрами соотношения массы к упругости и бл и ставили в один ящик паралельно. НО тут засада с большой индуктивностью на низкочастотник.
Кому как, но мне так фильтры на середине как ножом по горлу. Так что пока так 12"+ленточник. Если не получится - пара 12 Чисто для НЧ тоже сделана )) в том же концепте. ДАже диффузор в духе АБ от ВНИИРПА волнистый с ребрами жесткости сделал.. но это совсем другая история.... если не проканает этот вариант - буду трехполосить.
 

artmaster

Местный
проканает - куда денется. однако не для всякой музыки просто. и придется себя убеждать, что плебейская музыка на твоих колонках не должна звучать. но мы же понимаем, что это не от хорошей жизни.
согласен про 8". поставив более определенно задачу, согласившись на активный НЧ до 80 Гц, выбор можно расширить до 6" - в ОЯ например. на этом я больше поверю в полку до 4кГЦ. ну и может запеть... в принципе. только поработать надо. ты ж мастер - яви милость - сделай :) тогда повода для самообмана останется меньше на порядок.
 
Сверху